Пресс-центр
Публикации в СМИ

Александр Федоров: "Попасть на производства Белой металлургии – преференция для студентов"

23.05.2014
"Коммерсантъ"
Есть ли будущее у Белой металлургии? Есть, - с уверенностью отвечают в группе ЧТПЗ и создают образовательные центры по обучению рабочих новой формации на основе государственно-частного партнерства в регионах присутствия.
Группа ЧТПЗ - первопроходец в государственно-частном партнерстве (ГЧП) в области профобразования. Реализуемая компанией совместно с правительством Свердловской области с 2011 года программа "Будущее белой металлургии" - уникальный передовой опыт по развитию на основе ГЧП системы дуального образования, отвечающий стратегии Президента РФ. Первый образовательный центр ЧТПЗ успешно работает в Первоуральске. Передовой опыт теперь масштабируется компанией и в других регионах  - второй образовательный центр заработал в прошлом году в Татарстане при поддержке руководства республики.
Челябинский трубопрокатный завод решил построить собственный образовательный центр, столкнувшись с дефицитом высококвалифицированных специалистов, способных работать на новых производствах компании: в  цехе по производству труб большого диаметра "Высота 239",  на электросталеплавильном комплексе "Железный Озон 32" и Финишном центре. Новые производства  потребовали привлечения более двух тысяч "синих воротничков", способных работать на высокотехнологичном оборудовании, которое в Европе эксплуатируется на считанных предприятиях. На ЧТПЗ посчитали, что эффективнее будет самим обучить необходимым специальностям местных студентов, чем искать готовые кадры по всей стране. О результатах проекта и подготовки специалистов будущего рассказывает Александр Федоров, акционер, председатель Совета директоров ОАО "ЧТПЗ".

- Как вы можете охарактеризовать ситуацию на рынке труда в промышленности?
- Одна из самых больших проблем, с которыми сегодня сталкиваются крупные промышленные предприятия, - дефицит молодых профессиональных кадров. Так получилось, что средний возраст большинства рабочих превышает 45 лет. И по мере того, как предприятия приобретают новое оборудование и внедряют передовые технологии, привлечение и удержание молодых специалистов становится первоочередной задачей. Сегодня рост автоматизации производства требует многофункциональных специалистов. Почти половина российских компаний сталкивается с трудностями при поиске квалифицированных рабочих, инженеров и технических специалистов. Сейчас предприятиям нужны рабочие, которые знают новые технологии, умеют работать на современном оборудовании, владеют несколькими специальностями одновременно, постоянно повышают свою квалификацию, обмениваются передовым опытом с коллегами. Как показывает практика, новые технологии намного проще и лучше осваиваются молодыми, технически подкованными специалистами. Мы видим, что борьба за лучшие кадры становится сегодня ничуть не менее важным делом, чем получение новых заказов, снижение затрат или оптимизация процессов на производстве.

- Насколько, по Вашему мнению, подготовлены к работе на предприятиях выпускники технических вузов страны?
- Привлечь выпускников технических факультетов лидирующих вузов – это хороший способ найти сотрудников. В конечном счете, сегодня около 60% молодых рабочих составляют люди с высшим образованием. Плюсы таких специалистов в том, что они быстро адаптируются к новой технологии, хорошо работают в команде. Но адаптация послевузовского новичка занимает до года и не столь эффективна, особенно если учесть потраченное на него время старших коллег, стажировки и цену человеческой ошибки - сами можете представить, сколько стоит брак в производстве трубы ценой около миллиона рублей. И в большом количестве переобучать выпускников университетов и технических институтов довольно дорого.

- Означает ли это, что предприятиям выгоднее брать на работу выпускников профучилищ и колледжей?
- К сожалению, сегодняшняя система начального и среднего профобразования  неидеальна. Мы видим корень проблемы в том, что, как правило, выпускник обычного техникума или колледжа четыре года учит теорию, при этом он оторван от реального производственного процесса и от современных требований рынка. Такой выпускник обладает теоретическими знаниями, не готов к непосредственной работе на современном оборудовании и поэтому попадает на самый низкий разряд, что не интересно ни ему самому, ни, как правило, работодателю.

- Как группа ЧТПЗ выходит из сложившейся ситуации?
- Решение проблемы - современное образование без отрыва от инновационного производства. Мы подробно изучили международный опыт в этом вопросе и в результате взяли на вооружение дуальную систему обучения, предусматривающую учебу не только в классе, но и на производстве. Дуальная система хорошо зарекомендовала себя в мире, она используется в Германии, Австрии, Дании, Нидерландах, Швейцарии. При этой системе финансовое бремя по обучению молодого рабочего разделяется между государством и работодателем. Такой подход отвечает интересам всех сторон – самих работников, предприятий и государства. Именно  дуальную систему образования мы взяли за основу при создании корпоративной программы "Будущее белой металлургии" на базе собственного Образовательного центра в Первоуральске.

- Расскажите,  пожалуйста, об этом проекте
-Это проект на основе государственно-частного партнерства: в апреле 2011 года ЧТПЗ, Министерство образования Свердловской области и Первоуральский металлургический колледж подписали соглашение о строительстве образовательного центра, а уже в сентябре того же года он начал работу. На сегодняшний день Образовательный центр ЧТПЗ - один из крупнейших в Европе.  Конкурс при приеме студентов на программу «Будущее белой металлургии» в 2011 году составлял 5 человек на место, в 2012 - уже 16 человек. В ближайшие три года нашей компании потребуется по меньшей мере две тысячи молодых высококвалифицированных рабочих, готовых трудиться на самом современном оборудовании. Поэтому мы возлагаем большие надежды на этот образовательный проект.

- Как в Образовательном центре организован учебный процесс?
- В Образовательном центре ЧТПЗ ведется подготовка по более чем 20 металлургическим специальностям, в том числе по таким специальностям программы "Белая металлургия", как мехатроника, робототехника, токарные и фрезерные работы на станках с ЧПУ, сварочные технологии и т.д. 40% учебного времени занимает теория. Для этого у нас построен лабораторный комплекс, оснащенный современным лекционным оборудованием. 60% учебного времени отдано практике. В экспериментальном зале более 100 единиц современного оборудования: уменьшенные копии трубных станов, сварочные агрегаты, токарные станки, стан по мехатронике и т.д. Студенты учатся работать на действующих производственных линиях Финишного центра и оборудовании электросталеплавильного комплекса "Железный Озон 32". По окончании образовательного процесса 70-75% будут приняты на работу на новые объекты ЧТПЗ. За полгода учебы на современном оборудовании  под присмотром мастера ребята в возрасте 15-16 лет очень быстро осваивают самые сложные тонкости металлургических профессий . А погруженность в заводскую среду, когда студенты проводят более половины времени в производственных цехах, позволяет почти без раскачки начать работать по трем, а иногда и четырем рабочим специальностям.
Также для наших студентов  предусмотрены обязательные стажировки на предприятиях российского ТЭК, в том числе, на различных площадках компаний-наших клиентов - Газпрома и Татнефти. Во время обучения студентам выплачивается стипендия, ребята обеспечены социальным пакетом, у них  есть возможность участвовать в общественной жизни - через комитет студенческого самоуправления. Особое внимание мы уделяем личностному и духовному развитию студентов– с лекциями перед ребятами выступают известные в масштабе страны деятели культуры и науки, читаются основы православия.

- Связаны ли студенты обязательствами отработать какое-то количество лет на предприятиях группы?

- Нет, таких обязательств мы на наших ребят не накладываем. Напротив, мы считаем, что попасть на наши белометаллургические производства – это серьезная преференция, к нам приходят лучшие из лучших. Мы создаем здоровую конкуренцию среди выпускников, и такой подход себя оправдывает.

-Расскажите о совместных инициативах с Минобороны.
- В 2012 году мы подписали соглашение с командованием ВВС и ПВО Центрального военного округа, Правительством Свердловской области и Первоуральским металлургическим колледжем. По этому соглашению выпускники колледжа проходят обязательную военную службу в знаменитой воинской части, которая находится в поселке Горный Щит, недалеко от Екатеринбурга. Вчерашние студенты, сегодняшние солдаты и завтрашние рабочие получают дополнительные навыки и осваивают воинские специальности: работают с большими автоматизированными системами и сложными боевыми установками. Со своей стороны группа ЧТПЗ оказывает воинской части шефскую помощь.

- Какие преимущества несет в себе взаимодействие в формате ГЧП для бизнеса, государства, образовательных учреждений?
- Преимущества для бизнеса очевидны: на предприятия возвращаются специалисты, не только не растерявшие свои профессиональные навыки, но и овладевшие дополнительными специальностями, "закаленные"службой в армии, повзрослевшие и дисциплинированные, а это всегда является большим плюсом для рабочего процесса.
Вооруженные силы также выигрывают от применения этого подхода. Выпускники учебных центров уже имеют опыт работы с современной и сложной техникойи быстро переориентируются на армейскую технику. Кроме этого, они приходят служить не поодиночке из разных концов страны, а уже сложившимся коллективом из одного учебного заведения, что способствует благоприятному климату в военной части. У ребят есть сильная мотивация хорошо нести службу с тем, чтобы сразу по демобилизации трудоустроиться на родной завод.
Что касается самих призывников, то, во-первых, у них есть отличная возможность отслужить рядом с домом, в одной части со своими одногруппниками, не уклоняясь от призыва. Тот багаж знаний, который ребята получают в учебном центре ЧТПЗ гармонично дополняется опытом работы с военной техникой и оборудованием. Будущие рабочие осваивают ряд военных специальностей, среди которых воздушные диспетчеры, связисты, водители и другие. Добавим сюда усиленную спортивную подготовку и получим высококвалифицированного рабочего, соответствующего званию белого металлурга, которого мы рады будем видеть в своих цехах сразу после демобилизации. Кстати, более 40 выпускников 2012 года уже демобилизовались, и лучшие из них работают на нашем предприятии.

- Переносится ли данный успешный опыт  на другие регионы?
- Да, это уже происходит. Сегодня мы заняты масштабированием программы "Будущее белой металлургии". В сентябре 2012 года машиностроительный дивизион ЧТПЗ - РИМЕРА, правительство Республики Татарстан и "Альметьевский профессиональный колледж" запустили проект "Колледж будущего". Все студенты, также как и в Образовательном центре ЧТПЗ, обучаются по дуальной системе образования. Первый поток составил 52 студента, а в будущем количество студентов первого курса возрастет до 250 человек. Упор сделан на подготовке по целому ряду специальностей, среди которых, например, такие востребованные, как электромонтер и станочник. В следующем году мы хотим завершить создание и оснащение экспериментального и лабораторного залов, строительство новых производственных участков. Лабораторные комплексы в Татарстане будут оснащены самым современным оборудованием, аналогичным тому, которое установлено в Первоуральске. Весь комплекс будет расположен в здании заводоуправления завода нефтесервисного дивизиона группы ЧТПЗ "Алнас".

- Какие средства  вложены в образовательные проекты группы ЧТПЗ?
- Объем инвестиций в Образовательный центр ЧТПЗ на базе Первоуральского металлургического колледжа приближается к 1 млрд рублей, из которых около 800 млн вложила Группа ЧТПЗ. Затраты на обучение одного студента в этом образовательном центре течение 3 лет составляют более 1 млн рублей.Общий объем инвестиций в "Колледж будущего Татарстана" превышает 110 млн рублей.

Победы студентов-участников программы "Будущее белой металлургии" на международных и общероссийских конкурсах профессионального мастерства:
•Апрель 2014 - Второй региональный этап чемпионата WorldskillsRussia 2014. Первые места в компетенциях: "мехатроника", "робототехника", "токарные работы на станках с ЧПУ", "фрезерные работы на станках с ЧПУ" и "сварочные технологии".
•Ноябрь 2013 - Второй открытый чемпионат WorldSkillsRussia г.Москвы. Первое место в компетенции "мехатроника".
•Июль 2013 – WSI в Лейпциге.19-е место из 33.
•Январь 2013 – Первый чемпионат по мехатроникеWorldSkillsRussia.Первое место в компетенции "мехатроника".
•Ноябрь 2012 – Первый открытый чемпионат WorldSkillsRussia, г.Москвы. Первое место в компетенции "мехатроника".
распечатать
Выбрать цвет страницы  
Выбрать цвет    
  •  
  •  
  •